info@42km.ru
+7 (915) 280-21-33

Форум: Бег: Что есть "Пронация"?

Главная > Форум > Бег > Что есть "Пронация"?
Добро пожаловать в наш клуб! Здесь вы можете найти друзей и единомышленников, обмениваться информацией, общаться. Если вы еще не являетесь членом клуба, то зарегистрируйтесь, это позволит вам в полной мере представить себя на сайте, оставлять комментарии и полноценно общаться. Если вы уже зарегистрировались, то войдите на сайт.
  
Автор Сообщение
Кефир
Кефир
18.09.2010 20:53

Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, что такое всё-таки "пронация" и как определить какая она у меня?

Штудирование интернета меня совсем запутало и не помогло в поисках ответа на вышеуказанные вопросы.

Заранее благодарен.

Hirurgessa
Hirurgessa
18.09.2010 21:27

Здравствуйте!

Цитата из статьи журнала "скиспорт"

"КЛАССИФИКАЦИЯ КРОССОВОК-ВНЕДОРОЖНИКОВ ПО ВИДУ ПРОНАЦИИ
Итак, мы познакомились с классификацией внедорожных кроссовок по степени водостойкости и типу протектора. Для того чтобы двинуться дальше, давайте совершим небольшое теоретическое отступление и вспомним основные особенности биомеханики стопы и классификацию дорожных кроссовок в соответствии с биомеханическими факторами. Для этого приведём цитату из 32-го номера журнала «Лыжный спорт» за 2005 год, в котором была опубликована первая статья про кроссовки:
«При беге или ходьбе у подавляющего большинства первой областью стопы, касающейся поверхности, будет пятка. По мере переноса веса к центру стопы её свод уплощается или, иначе говоря, разворачивается внутрь в вертикальном направлении. Голень, в свою очередь, слегка смещается внутрь, к центру тяжести бегуна в горизонтальном направлении. Этот естественный процесс и называется пронацией. Пронация нужна нашему телу для того, чтобы смягчить в 6 — 8 раз превышающую собственный вес ударную нагрузку, а также поддержать равновесие при приземлении и отталкивании. Фаза пронации плавно переходит в фазу формирования жёсткой опоры. Адаптируясь к неровной поверхности, стопа из подвижной шарнирной системы усилиями мышц и связок превращается в жёсткую опору, готовую к толчку. Затем, одновременно с толчком, стопа восстанавливает глубину своего свода, а голень смещается наружу. Эта фаза называется супинацией (отсюда, кстати, и супинаторы, то есть устройства, поддерживающие свод. — прим. автора). Каждый наш шаг — это цикл, включающий в себя различные фазы, среди которых неизбежно присутствуют фазы пронации и супинации.
В соответствии с величиной пронации все люди делятся на три группы. Гиперпронаторы (сверхпронаторы), нейтральные пронаторы и гипопронаторы (недопронаторы). Нормой считаются нейтральная, а также умеренные гипер- и гипопронация.
Гиперпронация опасна тем, что при излишнем уплощении стопы мягкие ткани чрезмерно растягиваются — это заставляет поверхности суставов работать в неестественном положении по отношению друг к другу. Суставы перенапрягаются и теряют стабильность. В результате поначалу возникает дискомфорт, а затем и травмы.
При гипопронации из-за недостаточного уплощения стопа, как правило, плохо смягчает ударную нагрузку. Чрезмерная нагрузка передаётся всему опорно-двигательному аппарату, вызывая, как и в случае с гиперпронацией, утомление и травмы. Тип пронации — это главный динамический параметр биомеханики, влияющий на выбор беговой обуви. В зависимости от фактора пронации выпускаются три вида кроссовок для длительного бега.
Ограничивающие движение кроссовки (motion control) предназначены для бегунов с гиперпронацией от средней до сильной. Для снижения пронации они максимально ограничивают движения стопы. Эти кроссовки самые жёсткие и тяжёлые. Их толстая подошва напоминает слоёный пирог и сильнее всего нагружена различными деталями, призванными решить сложную задачу — дать возможность бегать тем, для кого бег по определению весьма травмоопасное занятие. Они обычно имеют прямой крой.
Стабилизирующие кроссовки (stability) — это обувь для бегунов с пронацией, лежащей в области от умеренной суперпронации до нейтральной. Они имеют репутацию наиболее сбалансированных с точки зрения поддержки стопы, амортизации и износоустойчивости. Как правило, имеют полукривой крой.
С точки зрения конструкции кроссовка, ограничить пронацию можно несколькими способами: разместить непосредственно под сводом стопы упругий элемент или погасить скорость, с которой стопа «перекатывается» с пятки или края на её, собственно, сводчатую часть. Можно встроить во внутренний, со стороны центра масс, край амортизирующего слоя подошвы вспененный материал более высокой плотности, чем основной амортизирующий материал слоя. Таким образом, уменьшается боковая составляющая пронации — движение голени внутрь. Все эти ухищрения, обычно в комбинации, и используются в стабилизирующих и ограничивающих движение кроссовках.
Амортизирующие или нейтральные кроссовки (cushion or neutral) призваны удовлетворить потребности группы, включающей в себя как гипопронаторов, так и бегунов с нейтральной пронацией. Чаще всего они имеют кривой крой. Для того чтобы рассеять возможное недоразумение, скажем сразу, что кроссовки всех перечисленных выше видов смягчают ударную нагрузку — то есть в той или иной степени амортизируют. Более того, может случиться так, что иная «нагруженная» стабилизирующая модель кроссовок сильнее смягчает удар, чем облегчённая амортизирующая. Почему же именно эта группа кроссовок называется «амортизирующей»? Вспомним, что у гипопронаторов стопа уплощается незначительно — а это значит, что они не нуждаются, или почти не нуждаются в ограничении движения её свода. Поэтому конструктивные элементы, призванные поддерживать стопу в таких кроссовках, сведены к минимуму. С другой стороны, стопа гипопронатора — не самый лучший из естественных амортизаторов. Следовательно, главная функция таких кроссовок — амортизация. Отсюда и название».
Справедлива ли эта классификация для кроссовок-внедорожников? Да, справедлива. Точно так же, как и в случае дорожных кроссовок, различные модели кроссовок-внедорожников проектируются в соответствии с различными типам пронации бегунов. Правда, есть у кроссовок-внедорожников одна, вытекающая из биомеханики бега, особенность, отличающая их от дорожных кроссовок. Обратите внимание, что фаза пронации постепенно переходит в фазу формирования жёсткой опоры. Очевидно, что на неровной поверхности формирование жёсткой опоры — более тяжёлая задача. Поэтому в подошве кроссовок-внедорожников присутствуют конструктивные элементы, помогающие стопе адаптироваться к рельфу грунта. Они могут быть достаточно сложными, как, например, система вставок Pivot Posting System модели Brooks Cascadia 3. Вставки располагаются в подошве именно там, где стопа образует естественные шарниры, и по замыслу авторов помогают ей фиксировать выбранное положение. Теперь вспомним об усиливающей пластине: располагаясь в месте наиболее интенсивного контакта с поверхностью, она также способствует формированию жёсткой опоры.
Становится понятно, что совместить в одной подошве амортизаторы, ограничители пронации, адаптивную систему и цепкий протектор — сложная задача. Типичный алгоритм её упрощения — сохранив конструктивные элементы, ответственные за внедорожность, отказаться от специальных элементов, ответственных за ограничение пронации.
С этого обычно начинали выпуск беговых кроссовок производители туристической обуви, желающие расширить свой ассортимент. Почему-то, будучи отнюдь не новичками, так поступили инженеры фирмы Vasque, создавая модель кроссовок Blur. Ни к чему хорошему рудиментарный подход их не привёл — получились лёгкие туристические ботинки с малоотзывчивой подошвой, сколько-нибудь подходящей разве что нетяжёлому нейтральному пронатору с плоскостопием. Число таких бегунов исчезающе мало. К счастью, в наше время Vasque Blur — исключение из правил. Если раньше кроссовки-внедорожники небеговых фирм (Salomon, North Face, Vasque, Teva и т.д.) существенно уступали продукции беговых компаний, то сейчас разрыв не просто сократился. Да, по своим чисто беговым качествам они чаще отстают, но в качестве технической или универсальной обуви вполне конкурентоспособны. Опыт производства туристической или лыжной обуви даёт в этой области определённые преимущества небеговым компаниям: в частности, помогает достичь лучшей износоустойчивости и комфорта в плохую погоду."

Семен Сериков
Семен Сериков
13.04.2012 19:44

тема бурно равивается http://42km.ru/f&t406/p1#m5359

  
 © 2010