info@42km.ru
+7 (915) 280-21-33

Профиль: halkolit

halkolit

Alexander lukanenko

halkolit

Ростов-на-Дону, Россия
в беге: любитель
10.11.2013 Афинский классический марафон.   марафон    
02.06.2013 Пробег в честь православного праздника обретения мощей Святителя   полумарафон    
01.03.2013 Иерусалим   42.195  04:24:36  
Афинский классический марафон 2013
Афинский классический марафон 2013
изменить
halkolit halkolit
21.06.2014 21:41

записки пилигрима 5 (окончание) "варяжская одиссея"

(окончание "варяжской одиссеи").. ..Марафонцы сидят прямо на покрытии поля стадиона, кто то лежит, кто то оживленно делится впечатлениями. Меня окликают по-русски двое ребят, завидев мой флаг. Разговорились, у ребят первый финиш, москвичи. Звонит телефон, Александр который успешно  финишировал в 14й раз эту трассу, на полчаса ранее меня, осведомляется о моем финише и передает приглашение отметить в гостях у его сестры и ее семьи – доктора филологических наук Стокгольмского  университета. Соглашаюсь, испрашивая фору времени, спешу привести себя в порядок.

 

Бегу в отель с медалью на груди, по пути вижу тех, кто еще финишируют свои последние километры. Я стартовал 13154м из 22тысяч с лишним, финишировал 6 тысяч каким то.. то есть в первой четверти . Улучшив личный результат без особого труда сразу на 11 минут. И вот снова бегу с рюкзачком в отель, а в голове раздается голос Надежды Калачевой «Александр, а вы не доработали! Силы то есть!» Что ж, им должно быть виднее.

В отеле мысли снова обретают стройный лад, душ, переодежка, карта, часы, смс с посланием в Россию о финише. Пакет с облачением, спешу на всенощную на Биргер Ярлсгатан, но почему то, храм опять закрыт.. Ныряю в метро, медаль мой проездной билет. Метро похожее на штольни дварфов, с уютными вагонами. 30 минут и уже вытянув ноги, ведем светские, в перемежу с духовными темами беседы,  в простой шведско-русской семье. Говорим о шведском менталитете, и особенностях шведского образования. Меня пытают о раскопках и методике вскрытия курганных захоронений. И опять разговор касается Крыма и Донбасса. Все просто, у моих шведов, родительский дом и бабушка в Крыму возле Керчи. «Наконец -то наш домик снова в России!»- звучит как тост. Варим и пьем кофе. Странно, но во внутреннем дворике под открытым небом цветут совсем не северные рододендроны..  Впереди ужин, еще тосты, и планы на завтра, где я приглашаю всех на Литургию на Беллмансгатан 13, это совсем рядом от них возле кирхи Марии Магдалины.. между Мария-торгет и Слюссен.

 

День четвертый: «Исход»

Все хорошо, что хорошо заканчивается, и как ни грустно бывает, но расстаемся мы для того, что бы, хранить в памяти лучшее, и если Бог даст, встретиться вновь. Решимость в этом есть.. Воскресное утро я посвятил со служению Литургии в стокгольмском православном храме (Московской Патриархии) в честь прп.Сергия Радонежского на Беллмансгатан 13. Уже знакомые люди окружают меня. В храме тесно, он крошечный, для такого количества людей. Алтарь и того меньше. Исповедовать приходится на кухне, а часть людей, и вовсе стоит всю службу на улице у открытой двери. Здесь, на чужбине мы все ощущаем единство с великой Россией и христианским миром, посредством веры. Здесь человек, не теряет свои корни, он прорастает ими в небо.. внешние различия и условности, они не столь значимы для верующего человека, ставшего мигрантом. Русские и украинцы, грузины и туркмены,  сербы и болгары – там, в Стокгольме у них есть единство. Христианское единство, то светлое, доброе, вечное, что объединяет. Именно поэтому меня принимают так тепло по-христиански, как порой не встретят на Руси. Вспоминается «..Они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, - кому как довелось, и следуя обычаям жителей в одежде, пище и во всем другом, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Всякая чужбина им родина и всякая родина им чужбина..» (из древнего христианского памятника II- III веков «Послание к Диогниту»).

После службы обмениваемся адресами и телефонами. «Отец Александр, а я видела вчера, как вы финишировали на олимпийском стадионе с российским флагом на плечах..» - улыбчивая прихожанка подходит ближе и поздравляет с победой. «Я на финише работала среди волонтеров массажистов, а вы были с русским флагом, вот я и обратила внимание.. а сегодня в храме, открываете царские врата вы, вот я удивилась и обрадовалась. Что вы русский батюшка, а всем там показали как надо..» - в смущении только улыбаюсь.. Фото на память и снова в путь, в Нормальм. В народе говорят: «Бог любит Троицу».. в третий раз старинный русский храм Преображения Господня на Биргер Ярлсгатан встретил меня с открытыми дверями.

 Литургия уже давно завершилась, и все готовились к крестинам ребенка из сербской семьи. Прошу разрешения осмотреть храм , и по возможности увидеть священника. Пока совершается таинство, меня уводят пить кофе и расспрашивают, кто я и откуда. Узнав, что я иду с литургии из Сергиевского в Седермальм, выражают досаду, что не попал к ним на службу. Узнав же, что священник с Дона (юга России), просят благословения и традиционный вопрос за Донбасс..

 «Помяните Манану и моих родственников, мы из Тбилиси родом.» - говорит женщина кавказских кровей, средних лет. Узнав, что в нашем храме святого Георгия в Новочеркасске тоже есть прихожане, родом из Тбилиси, она просит передать поклон всем грузинским прихожанам в Новочеркасске из Стокгольма. Матушка Славка (родом из Болгарии) суетится, засыпает множеством вопросов, подливая кофе. «Здесь мы занимаемся с детьми, готовим праздники в храме, а как у вас?». Рассказываю. Нас зовут к столу, семья, что крестила ребенка, зовут на торт. «Отец Ангел освободился, он вас ждет в храме». Обещая вернуться к разговору, иду в храм..

 Преображенский храм, имеет давнюю и интересную историю, ведущий свое начало от 1617 года. Много исторических персоналий Русской истории (Петровской, Екатерининской эпох, эпохи Александра I)связаны с историей храма.  Много памятных артефактов  хранятся в Стокгольме, связанных с историей русского православия. Приход, много скитался, пока не обрел последнее место на севере города, именуемого в народе из-за удаленности от центра «Сибирью».    Последнее свое место пристанище, храм обрел в 1907 году. Тогда посольский храм обосновался в специально возведенном помещении первого этажа пятиэтажного доходного дома построенного архитектором В.Дэном. Архитектор заложил в строение дома с внутреннего двора, пристрой церковной залы, потолком которой должен был стать и стал, стеклянный световой витраж. Стеклянный потолок витраж, в помещении не имеющего окон, стал визуально визитной карточкой Преображенского храма. Так же были заложены квартиры для духовенства и причта. Сам храм стал хорошим образцом русской домовой церкви рубежа 19-20 вв. Еще в середине 19 столетия, усилиями приходской общины, православная литургия была переведена на шведский язык, и в миссионерских целях была издана отдельным пособием.  Немалую роль в истории прихода сыграл протоиерей Петр Румянцев, бывший без малого полвека настоятелем храма и духовником Стокгольмской общины, включая сложные годы 20 – 30х годов минувшего столетия. Будучи активным общественным деятелем, историком, археологом, отец Петр не только провел первые исследования по истории православия в Швеции, но и способствовал укреплению прихода, подведя к окончанию длительные коллизии  между Министерством иностранных дел России и Синодом Русской Церкви. До и после революции, отец Петр и Стокгольмская приходская община, активно занимались сбором средств и помощью русским солдатам на фронте и в плену, а затем и эмигрантам. При храме усилиями отца Петра была открыта русская школа, и выработан приходской устав, который был признан и утвержден специальной резолюцией короля Швеции Густава V. Некоторое время, после революции,  Преображенский храм относился к Русскому экзархату с центром в Париже (был под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского)), в начале 30х годов, связь с матерью церковью была окончательно утрачена, и Западно - Европейская епархия, и Стокгольмский приход перешли под юрисдикцию Вселенского Патриарха. Несмотря на это богослужение, продолжает совершаться на славянском языке, что собирает выходцев из разных стран, а храм продолжают именовать русским..  В 80е годы минувшего столетия усилиями русских людей (выходцев из первых волн русской эмиграции), от Преображенской общины отделилась и стала самостоятельной на другом конце города еще одна русская община в честь прп.Сергия Радонежского, в последствии принятая в юрисдикцию Московской Патриархии. Отношения между прихожанами и духовенством и по сей день сохраняются теплые, свидетельствуя о единстве русского православия в Швеции.

 Здесь, в домовом храме все сохранилось, так как было сто лет назад. Когда при отце Петре Румянцеве проектировали новый иконостас, старинная бронзовая купель для крещения, образа - вклады великих русских княгинь. Отец Ангел, выполняя послушание настоятеля храма последние 15 лет,  внимательно следит за сохранением всего в должном виде.  Как хранитель, он поделился  своей историей жизни. В этом году ему исполнится 50, когда то в 80е г.XXв. он был вынужден искать политического убежища в Швеции, бежав из Болгарии. Его приняла стокгольмская православная община русского храма. Настоятелем русского храма в те годы был, архимандрит Матфий (швед по происхождению). Затем будущий священник учился в Париже в Свято-Сергиевском богословском институте, там же в пригороде стал служить. Спустя время, отец Ангел вернулся в Стокгольм, для помощи занедужившему настоятелю, а вскоре и сам возглавил общину, некогда принявшую его.

 Священник с вниманием, ответил на мои вопросы, с любовью показал храм и преподнес в дар небольшое редкое издание по истории общины, составленное его предшественником.

 «Вот большой образ святых равноапостольных царя Константина и великого князя Владимира, написанный для русского павильона стокгольмской выставки в 1897 году» - показывает отец Ангел, а я мысленно переношусь в Новочеркасский Патриарший собор, где в галерее центрального входа, две величественные фрески этих святых, изображающие ими выбор веры, окружают входящего в храм. Словно молчаливый вопрос к каждому входящему -  «Мы свой выбор сделали. Теперь выбор твой». Рассказываю об этом отцу Ангелу. А вот еще один образ, давно запрещенный церковным собором, и как казалось вышедший из употребления – псоглавца св. Христофора. Образ хранится как историческая память о людях в алтаре. Понять его может лишь человек знающий житие святого.. В завершении осмотра священник неожиданно попросил об одолжении..

 «Мне неловко просить вас..» - начал отец Ангел.

«Что вы, если я чем-то могу быть полезен вам..» - поспешил заверить я его.

«Мне предстоит дорога, и я хотел бы исповедоваться. Не могли ли вы принять мою исповедь?»

 Тайна исповеди, должна быть хранима священником до конца своих дней, под угрозой низвержения из сана. Не смею нарушить ее и я. Скажу лишь, что слушая слова покаяния, я чувствовал себя никчемным. Мне далеко до внутреннего мира отца Ангела. А еще я думал, как велика вера православная, что здесь, за тридевять земель, в другой стране, незнакомый человек, но тоже священник, священник Константинопольского патриархата, призывает меня в свидетели своей жизни и совести перед Богом. Люди доверяют, на основании своей веры, она сближает незнакомых людей.

 Прощаемся, общее фото на память, запись в синодик, обмен адресами. В путь, спешу проводить своего компаньона академика на ранний рейс в Москву. Обнимаемся, всем легко, обещаю встретиться на русской земле и написать этот путевой дневник. Строим спортивные планы на будущее.. «Саша, подумай, если сможешь, там познакомлю тебя с моей подругой, российской спортсменкой Любой. Она первая женщина пробежавшая марафоны на всех континентах земли. Ее имя внесено в книгу рекордов Гиннеса».. Евгений Алексеевич умеет заинтересовать. А еще в моей памяти его просьба, как старшего товарища, и созвучное пожелание преподавателя «строгановки», одного из ведущих реставраторов Ново-Иерусалимского  монастыря, Елены Владимировны, встретившейся мне в этой поездке: «Ни дня без строчки!» - повторили оба они об одном.

Последняя пробежка, по городу, ставшему близким и более понятным. Всего три дня жизни на варяжских берегах, и полгода подготовки, но это того стоило. 

 

                                                                                                                         

P.S. Уже в вдогонку минувших событий, делюсь информацией с Надеждой - организатором  спортивного тура.  Что ж господа спортсмены профи и любители бега .. Сознаю, что для первых мой отчет будет малоинтересен своим «не форматом» и излишеством информации. Для других, станет возможностью, еще раз пережить Стокгольмский марафон и время проведенное вместе. Для иных, чем то иным. Для меня, это просто путевой дневник, привычка записывать свои мысли и переживания о дороге.

 Действительно в мире уже не первый год существует явление спорт туров по историческим городам. Во время, которых люди отказываются от комфортабельных автобусов, и изнеженных удобств современных паломников и религиозных туристов, ради того, чтобы аскетично, рассчитывая, во многом только на свои внутренние силы, преодолеть, часто бегом, максимальную дистанцию с максимальной пользой для себя. Все это ради самообразования, знакомства с историей, культурным наследием, его внутренним проживанием и преодолением себя. В этом мне видится подлинное прикосновение к истокам традиции совершения паломничеств. 

Поделиться:
 © 2010