SV 21.07.2012 12:11 |
В своё время бег оставил из-за обострившегося артроза коленных суставов.
Год назад решил возобновить тренировки, начитавшись умных статей про то, как следует сберечь сустав. Подробностей было мало, но запомнились два основных момента.
Во-первых, надо стараться приземляться на носок, амортизируя икроножными мышцами.
Во-вторых, надо стараться минимизировать высоту, на которую поднимается при беге колено.
Надо сказать, на первый взгляд эти требования являются взаимоисключаемыми. Тем не менее, имея в виду эти два постулата, я решил поупражняться. При подготовке к моему первому марафону в апреле я пользовался только первым постулатом. Результат - хорошая скорость и нормальные ощущения ровно до 30км. Затем сустав "сломался". При подготовке ко второму я пользовался обоими с упором на второй. Результат - ниже скорость, но при этом отличные ощущения до финиша.
Итак, "для коленных суставов" я для себя выяснил три техники. Вот они.
Первая - "атлетическая". С высоким подниманием колена и приземлением почти вертикально на носок. Почти сразу после приземления следует толчок. Пятка земли почти не касается. Высокая скорость и наилучший КПД по энергозатратам. Но требуется хорошие развитые икроножных мышц. И, к сожалению, коленные суставы нагружаются довольно сильно. Не так, как при приземлении на пятку, но всё же бежать так весь марафон не стоит. Я в этом убедился в Цюрихе.
Вторая - "лыжная" или "коньковая". Колено почти не поднимается, шаг широкий с выносом голени вперёд. Нога как вы заезжает на землю с носка. Очень хорошо использовать на немного скользкой поверхности (особенно на снегу) и на песчаном грунте. На асфальте (особенно сухом) малоэффективна. И подошва на марафонках быстрее стирается.
Третья - "строевая". Немного напоминает строевой шаг. Колено поднимается невысоко, нога ставится на землю мягко всей стопой. Контакт с землёй длительный. Носок отрывается когда нога оказывается сзади корпуса. Корпус получается немного наклонён вперёд. Похожий шаг можно получить, если на беговой дорожке немного повысить рабочую скорость. На асфальтовом марафоне это основная техника. Кроме того, что сохраняются суставы, примерно одинаковую нагрузку получают все группы мышц. Но более всего, конечно, бицепс бедра или "задняя поверхность". Основной недостаток техники - очень энергозатратна. И средняя скорость ниже, чем при использовании "первой" и "второй" техник.
На "Белых Ночах" я их чередовал в зависимости от рельефа и собственных ощущений. "Атлетическая" - 10%, "лыжная" - 20%, "строевая" - "70%".
Буду рад отзывам и комментариям.