«Записки пилигрима» (встреча друзей)
2 июня в церковном календаре вспоминается событие посвященное перенесению мощей св. Алексия московского чудотворца. Исторически это возводит нас к событиям 14 – 15 веков общегосударственного масштаба, а так же к личностям его современников и сподвижников: прп. Сергия Радонежского, благоверного великого князя Димитрия Донского. Временам великой ханши ордынского времени Тайдулы и константинопольского патриарха Филофея .. да кто сейчас об этом помнит?..
В календаре марафонских забегов, вот уже 5-й год стоит дата 2 июня – как православный пробег (полумарафон) в селе Исаково Солнечногорского района, что под Москвой. Сам же забег стартует и финиширует в престольный день у святых врат храмового комплекса патриаршего подворья в честь святителя Алексия.
Сейчас многие ругают Церковь, выставляют претензии к ее служителям и предстоятелям, как бы забывая, что они тоже «продукт своего времени» - рождены и воспитаны в среде того общества, среди которого живут – т.е. нас с вами, а вот стать гражданами неба (царствия небесного) им, нам еще только предстоит, живя здесь на земле и каждодневно, ежечасно совершая свой выбор. Мне же человеку далекому от идеала, как исследователю привыкшему осмыслять исторические факты, и как любителю больших дистанций, уж больно хотелось оказаться в этом месте и в этот день. Да и повидать товарищей единомышленников хотелось. Посему этот дневник я посвящаю не столько событиям, сколько единомышленникам, с благодарностью за общие километры.
Итак, еще в феврале я собрал информацию об этом мероприятии, загадочным до последнего оставался момент, как же у устроителей родилась идея самого мероприятия, соединить церковное торжество в глухой деревушке и массовый пробег (на 21км), собирающий уже сотни людей из разных уголков нашей родины – от Оренбурга до Кавказа и Питера. Есть ведь и более известные марафонские пробеги на эти дни. В этом году совпали - стокгольмский марафон и южноафриканский Комрадс. На мое решение ехать повлияло предложение Надежды Калачёвой (НК)встретиться и еще раз преодолеть новую для нас трассу. Загадка женской логики такова, что в данном случае, уж коль не жена, то муж стал орудием ее промысла для нашей встречи.
Итак поздний старт назначен на 11.00.. В 9.15 встречаемся с Геннадием у метро «пятницкое шоссе» в Митино и едем в сторону Волоколамска, затем поворот на населённый пункт Курилово, в нем поворот на проселочную дорогу до селения Пятница, и там уже рукой подать до выше означеной деревни Исаково, с указателем 0,6 км. Но тут загвоздка, если свернуть по указателю на машине, то до деревни вы доедете, а вот до старта нет, из-за шлагбаума в элитном коттеджном поселке. Посему через пятницу, мы едем в окружную к храмовому комплексу патриаршего подворья, в деревне Исаково. Совершив эти действия, мы с Геннадием, незаметно для себя, на колесах преодолеваем 95% всей трассы забега, даже не подозревая этого. По пути говорим обо всем.. о службе, о дружбе.. о султанском марафоне Des sables, где Геннадий в этом году был судией от России. Говорим о технике бега, о методе доктора Романова, основавшего в США клинику для изучения бега. О пульсометрах POLAR. Говорим о семейных радостях и хлопотах. Радуемся возможности повидаться одним словом, как добрые товарищи. По пути звоним Эле, она тоже планирует быть. Ну и еще знаю точно, что там будет Валентин.
Еще дома, в телефонном разговоре организатор забега Борис Прокопьев (шеф редактор журнала «Бег и мы») пояснил мне причину позднего старта: дать возможность участникам добраться до этого отдаленного места, а так же пожелание инициаторов хронологически связать финал Литургии (службы в храме) и старт забега.
Припарковались, пасторальная подмосковная картинка .. большущее пойменное угодье, покрыто зеленым ковром разнотравья в окружении леса, белокаменный златоглавый храм в русском стиле под голубым небом. В святые арочные врата, упирается прямая дорога от коттеджей. Нет только коров, вместо них разминаются тут и там, то группками, то в одиночку бегуны. Иду получать номер участника, проверить мою регистрацию (за которую отдельное спасибо НК), и вижу машину с логотипом сайта 42km.ru .. да уж, информационные технологии в действии, ненавязчивая реклама и указание на присутствие участников сайта в пробеге. За какой клуб кто бежит.. вспоминается эпохальное.. «А вы, за какой клуб бежите?» «Трудовые резервы» «а что Динамо бежит?» « все бегут!».. Номер получен, встреча товарищей состоялась, в оставшееся время до старта, решаюсь осмотреть храмовый комплекс. Иду к храму, из которого через уличные динамики доносятся слова церковной молитвы, а именно чтение апостола.. Храм забит людьми с детьми, кто то стоит на улице в теньке, ожидая причастия, все пребывают в евхаристическом пространстве Церкви. Здесь же у храма замечаю улыбчивую монахиню средних лет. Подхожу, христосуюсь, знакомимся, завязывается незатейливый разговор, в ходе которого, для меня проясняется история и самого места и данного события собравшего нас.
Итак, краткий экскурс в историю:
Современная история патриаршего подворья в селе Исаково, насчитывает чуть менее 10 лет.. и связана с личностями наших современников, но есть и более ранняя, я бы сказал даже древняя предыстория.
Современное село Исаково, является составной частью старинного поселения Пятница, и теперь благодаря коттеджной застройке практически срослись. Сам топоним «Пятница» происходит от некогда существовавшего здесь монастыря, освященного в честь подвижницы древней церкви, святой Параскевы пятницы, мученически завершившей свою жизнь в третьем веке. Первыми поселенцами этого лесного места стали берендеи, которые пришли с степных пределов юга, и получили разрешение на основание лесного поселения и великого князя Юрия Долгорукого.. Об этих этнических группах мало что известно исследователям. Выходцы с юга, рожденные в дикой степи междуречья Волги, Дона и Днепра, на обломках хазарского каганата. Возможно жители русских княжеств Тмутаракани и Белой вежи, среди которых был довольно большой процент славянского этноса и христианского вероисповедания, со времен походов князя Святослава и ориентированных на Русь. Так это было в действительности или нет, но именно эти поселенцы приходят и оседают здесь среди подмосковных лесов, возводят здесь деревянных храм в честь святой мученицы Параскевы, прозвище которой в переводе с греческого «приготовление», начинает христианскую историю этого места. В 14 веке, во времена святителя Алексия московского, здесь безымянными подвижниками был основан уже монастырь, просуществовавший до середины 18 века, когда в горниле церковной реформы екатерининских времен, направленной на секуляризацию церковных земель, был упразднен. Но храм оставался, как и древний погост до начала потрясений 20го столетия.
Таким образом схематично, но история у этого места есть. Для составления логического повествования, необходимо знакомство с архивными данными по району, заглянуть в синодальный архив, да в союзе с местными краеведами осмотреть возможные церковные древности да погост. А современная история начинается 9 лет назад, связана с современной коттеджной застройкой селений Пятница и Исаково, развитием инфраструктуры и идеей создания храма – иконахранилища. С перспективой создания женской монашеской общины, а всему этому предать статус патриаршего подворья. Вот тут стоит остановиться по подробнее.
9 лет назад Церкви было передано уникальное собрание икон Пресвятой Богородицы (есть ссылки, что более четырех сотен), тогда же эти иконы были представлены на всеобщее обозрение в храме Христа Спасителя. Об этом писали СМИ. Было решено создать особое иконахранилище в действующем храме, доступном для обозрения верующих и всех желающих. Вернуть иконы в молитвенное пространство богослужения, обеспечить им надлежащее содержание, хранение, а так же организовать лекторий, возможность для работы исследователей православной иконографии и реставраторов.. что могло бы способствовать одновременно и профессиональному осмыслению, молитвенному созерцанию и делу популяризации церковного искусства. Конечно есть сложности: иконы ждут своих исследователей, а монастырь своих насельниц , молитвениц, необходимо наладить евхаристическую жизнь, что в монашеской обители должна совершаться ежедневно. Хочется верить, что это вопрос лишь времени. А пока, лишь по христиански открытая матушка Онуфрия , обладающая богатым педагогическим опытом светской школы, и здесь не теряющая связей со своими воспитанниками, встречает приезжающих из Москвы священников, занимается воскресной школой, налаживая иноческий быт среди мирских. У подворья есть свой интернет сайт, и там наглядно можно проследить его жизнь. Мне же довелось многое из этого узнать от самой матушки. Но вернемся к полумарафону.. основной ктитор подворья, человек больших возможностей, он же явился создателем уникального собрания икон. Оставим в стороне его громкие звания, и отметим, что он сам и в его окружении есть те кто являются поклонниками бега на большие дистанции, вот где пересеклось одно и другое. Как заметил проходящий мимо организатор пробега Борис Прокопьев.. «Да тут и матушка сама побегивает, пока не видят прихожане и батюшки..». Что ж, достойно матушка. Мои -то прихожане еще и со мной бегают после службы. Дерзайте в добром начинании. Матушка же парировала Борису Прокопьеву, с улыбкой указывая на меня: «Оставьте нам батюшку служить..». Не монах я, не гожусь для монастырских служб, хотя на Руси издавна принято говорить «От сумы, да тюрьмы не зарекайся», как знать на перед в чем действие промысла Божьего?
Меж тем, погружаясь в историю, за пением херувимской и евхаристического канона, время старта явно грозило затянуться.. О чем уже переживал, вопрошающий нас, о возможной продолжительности службы, Борис. Солнышко припекало, а это явно грозило тяжелым преодолением трассы для бегунов. В итоге старт вместо 11.00 дан был практически в 12.00 оно и понятно, ведь литургия служилась архиерейским чином, а инициаторами, организаторам был дан четкий распорядок последовательности торжеств престольного дня..
Переоблачаюсь. Занимаю позицию на старте в задних рядах, вместе с товарищами.. тут происходит еще одна приятная встреча с Рустамом и его супругой. Так же участником сайта 42km.ru, но бегущим за клуб IRC.. c ним мы продолжаем разговор ,начатый на сайте о возможном участии в осенней многодневке в Пафосе на Кипре.. Рустам там уже бежал, а мне окресности Пафоса знакомы по раскопкам и визитам в митрополию, и монастырь агиос неафитос. В любом случае рад живому знакомству с хорошим человеком. Неспешно, мимо нас проходит владыка Савва, епископ Воскресенский, так и не успев снять литургическое облачение. Говорит напутственные слова в микрофон, и выстрелом из пистолета дает старт.
Пожелав хорошего пробега, ребята растерялись в потоке бегущих. Жара, первое время, ни ветерка, а потом бег против ветра, стоящий воздух на лесном участке трассы, затяжной подъем, все это было. Всего 4 круга от святых врат и к святым вратам же, а между ними жизнь в два часа, мысли на едине с собой, искушение сойти с дистанции, глядя на тех, кто сошел, и еще общение.. да, еще умудрились о многом поговорить на трассе, что явилось психологической разгрузкой и поддержкой – по крайней мере для меня в моем борении сойти.
Все таки я привык бегать рано утром или вечером, а то и под звездами, здесь же сердечко давило, и пульс упорно держался у 180.. Стаканчики из рук волонтеров с холодной колодезной водой, на каждом пятом километре, вот что какое то время, занимало больше всего меня.. а не размышление о высоких материях и созерцание окрестностей.
Еще одним замечанием для меня стало то, что наши бегуны упорно в большинстве своем не реагируют на дружеское подбадривание от бегущего рядом незнакомца, то ли дело марафонцы за границей.. Здесь же я встречал только ленивый взгляд стражей порядка на дорогах, приставленных к нашему мероприятию, да любопытные взгляды местных жителей, но не более того. Марафонцам, под страхом дисквалификации, запретили снимать майки с личными номерами. Может от этого они бегут сосредоточено и сдержано, некоторые крестятся пробегая мимо храма. Сам же я молитвенно обращался к святителю, дабы он все управил для всех.
Первый круг дается легко, Валентин с кем -то из своих не знакомых мне, товарищей упорно уходит за горизонт моего поля зрения. Пульс на кардиодатчике ползет вверх, пытаюсь сбросить замедляя темп, не выходит. В конечном счете, и интервальные ускорения сходят на нет, в борьбе с жарой и родившимся желанием сойти с дистанции и оправдать себя. После второго круга, Геннадий бодро, став верным последователем наставлений доктора Романова, обходит меня с улыбкой и уносится вперед. Третий круг.. иду местами, жара изнуряет, даже меня южанина. Моим спасением, открывшим второе дыхание, стала подоспевшая к месту священного водяного перемирия Эля, вижу, что ей тоже непросто, она делится своими мыслями, но вместе решаем, что достигнем финиша. «Медальку то хочется» - проронила Элеонора, и я вижу, что она еще способна шутить.. За разговором, мы преодолеваем оставшийся отрезок пути, финишируем, дружески держась за руки, что «коварно» снимает свой же папарацци для сайта.
Медалька на шею и стакан за стаканом колодезной воды. Памятуя, что в престольный день принято кормить паломников и гостей, движемся в глубину подворья.. но видимо память подводит, длинные столы уже пустынны и сознание услужливо выводит из глубин памяти «.. что не хлебом единым будет жив человек». С миром принимаю эту мысль, ведь ехал то за тысячу километров уж точно не ради куска хлеба.
Начинается награждение по победителей, вручение ценных подарков. Впервые вижу участвующего в этом архиерея, впрочем, я ведь и сам здесь впервые. На прощание решаюсь попросить благословения и сфотографироваться на память с владыкой. На его вопрос «от куда?» роняю, еще что и сам в священническом сане.. извиняясь одновременно, что не было возможности после финиша переоблачиться и предстать в более подобающем виде. На что слышу замечание от подоспевших ктиторов и из уст сопровождающего архиерея, столичного духовенства, на счет ущербности моей бороды и общего вида, да не похожести на попа.. Улыбаюсь и глядя в лицо владыке отвечаю им.. «слава Богу, что в России согласно пословице только встречают по одежке..» тут же осекаюсь и продолжаю владыке «Владыко, в том то и вижу свою миссию, что здесь в ограде храма собралось множество народа.. ввести их в пространство Церкви, говоря с ними на их языке, делая понятным, но не навязывая, что для меня и так является очень дорогим, а в идеале ввести в евхаристическое пространство, где единомышленники смогут быть и единым сердцем и едиными устами.».
Прощаемся с товарищами.. все спешат, и каждый разной дорогой едет к Москве и дальше. Как жаль, что так скоро расстаемся, пройдя столько километров вместе. Еще о стольком хочется спросить. Как пелось в одной песне..
«Как флейта у пастушьего порога – в глухую рань, в туманном перелеске.
Как луч – прямая пыльная дорога,
Как во часовне придорожной фрески..
Как окна вновь покинутого дома..
Знакомо..
.. нас разделяет только расстояние, мгновение, поворот и невнимание..»
- и вся песня удивительно может быть прочувствована товарищами марафонцами, в каждом слове.
Жму руку Геннадию, обещая заехать в Звенигород в Савино-Старожевскую обитель, дабы и Надежду повидать с сыновьями. Обнимаемся с Элей, которая исчерпав лимит своего свободного времени, вновь спешит к своим троим дочерям, а расставаясь, мы расстаемся на неопределенный срок, а вот Валентин с товарищем предлагают на обратном пути окунуться в холодное лесное озеро.. что ж буду только рад. Но осталось еще одно маленькое дело до отъезда. Осмотреть ту часть икон из собрания, что выставлены для обозрения. Да ищу матушку поблагодарить за рассказ, добрую встречу, да передать ей гостинец с наших донских краев и попросить молитв о путешествующих.
А дальше была дорога домой.