Майская Лотарингия.
Планирование этой поездки началось в марте. Состоялись чемпионаты Москвы и России, успешное выступление в которых подкрепило мою уверенность в участии и осуществлении поездки на 12-й Чемпионат Европы среди ветеранов по бегу и спортивной ходьбе вне стадиона – сокращённо EVACNS, проходивший во французской Лотарингии.
По приезду из Пензы, где проходил зимний чемпионат России, окунулся в поиски недорогих авиаперевозчиков. Как ни странно, самыми демократичными были билеты от немецкой авиакомпании Lufthansa (7000 руб. в обе стороны). Лететь предстояло по маршруту Москва-Кёльн-Москва с пересадкой во Франкфурте (туда) и Гамбурге (обратно). Билеты куплены, гостиницы забронированы, маршрут просчитан, стартовый взнос оплачен. К удивлению немецкое посольство выдало бесплатную шенгенскую визу. Видимо, связано с моими спортивными бумагами. Вторым удивлением было разрешение командования на пятидневный отпуск (по уставу меньше 15-ти нельзя). Если бы знал, то взял бы билеты на день раньше, день позже, чтобы хотя бы города посмотреть. Никогда не знаешь чего ожидать (хотел уложиться в отгулы).
Чем ближе соревнования, тем большее волнение испытываешь. Каждая тренировка, как прикидочная модель будущего старта.
- Ты главное, - не мандражируй, - напутствовал меня мой напарник по ходьбе, заслуженный мастер спорта – Григорий, - когда выйдешь на старт, а вокруг тебя одни гербы. Представь, что ты на обычной прогулке! И не вылезай вперёд! Время будет, чтобы разобраться на дистанции.
Легко говорить, тяжелее воплощать. Тренировки по московским улицам, кроме как разочарования ничего не приносили. Народ ещё пока далёк от культуры отдыха и спорта. Смех, выкрики, чередующиеся с откровенным хулиганством. Поэтому пришлось переместиться на ближайший к дому стадион. И хоть работа и близкие отвлекали от мыслей о предстоящем первенстве, тем не менее, ловил себя на том, что соревнования стали навязчиво заполнять мои сновидения. Так можно и перегореть ненароком.
На сайте соревнований изучил всевозможную информацию. Соревнования проходят в три дня. В пятницу – вечерний старт на 10 км, в субботу – кроссовые эстафеты, в воскресенье – ходьба 30 км. Задействовано два города Тионвиль и Йютц, расположенные на берегах реки Мозель. Первый с населением в 40000 жителей, второй в 3500. Города принадлежат французской провинции Лотарингия. Участников, судя по стартовым протоколам, в ходьбе набирается под 1000 человек. Мой номер 235. Наша сборная уехала за два дня до старта. Цена вопроса за участие в коллективном отъезде под 1100 евро, что мне показалось несколько завышенным, и выбрал для себя «индивидуальный тур».
И вот настал день отъезда. Привычный утренний подъём. Отлёт из Домодедово в 19:30. Лучший способ скоротать время – это работа. Утренняя конференция, обход отделения, осмотр больных, выписка, амбулаторные консультации, напутствия по лечению. Стрелки часов неумолимо приближаются ко времени «Ч». Походы в банки оставляют неприятный осадок. Кажется, что мы так и не вошли в цивилизованный сектор оказания подобного рода услуг. Обмен валюты, отправка международного перевода, снятие средств со сберкнижки. Вроде бы и антураж современный, но, сколько усложняющих моментов! «Мы работаем с VIP-клиентами… наш офис не знает расценок в дочерних отделениях…заполните шесть листов анкет…» и тому подобные выражения выходили из уст работниц. Мне необходимо было отправить три перевода на небольшие суммы в страны ЕС. Но платить 25 -30% за перевод я оказался не готов.
Проходя по городским улицам, находясь в метро, аэроэкспрессе, невольно ловлю себя на мысли о сравнении у нас и у них. Немцев, французов, итальянцев. Мы конечно более богаче духовно, но душевностью пока обделены. Первые приветственные улыбки появляются только на борту Боинга. Всё, можно расслабиться! Преграды пройдены. Позади остался аэропорт Домодедово с его многочисленными кордонами, постоянными стройками, полицейскими и заоблачными фастфудовскими ценами (круассан с сыром уже стоит 400 рублей, кусочек торта 300 рублей). На стойке регистрации авиакомпании попросил у регистраторши отменить вторую часть поездки (в Кёльн), чтобы сэкономить на времени. Ведь и так предстоит почти четырёхчасовое путешествие на поезде. Но это утром. Первая ночь на немецкой стороне.
Во Франкфурте всё согласно точного немецкого расписания. Прилёт, отметка в паспорте, улыбающиеся немецкие служащие, толковые указатели в аэропорту, картоматы по продаже билетов, вовремя подошедший s-bahn и через 15 минут я на центральном железнодорожном вокзале. Мне показалось, что все крупные немецкие вокзалы проектировались одним архитектором. Уж очень они похожи друг на друга. Поэтому, побывав на одном, можно составить представление о других. Что в целом, достаточно удобно. Мой отель в 200-та метрах от вокзальной площади. Найти его не составило труда, даже без подсказок прохожих, карты и GPS-навигатора. Улыбающийся выходец из Индии (Пакистана), открывая передо мной дверь лифта, пожелал мне спокойной ночи.
Маленький, но уютный двухместный номер. Минибар, в котором всё по евро (снэки, батончики, вода, пиво). Пытаюсь найти wi fi, но не получается. От усталости и недосыпа, прекращаю эту затею. Утренний подъём на 5:20, так как первый поезд в Тионвиль отправляется в 6:00. На сон осталось чуть меньше шести часов. Замечаю уличную тишину и чистоту воздуха. На ночь даже не закрываю окно. Странно, отель находится в центре крупного города.
Невыспавшийся и отказавшись от завтрака (он начинается с 6:30), отправляюсь в дорогу. Вокзальные кассы открываются в 6:00, автоматы по продаже билетов выручают. Помогло, скаченное на сайте www.dbahn.de, расписание движения поездов, так как ехать предстоит с пересадками. Два часа в поезде Франкфурт-Париж пролетели, как одном мгновение. Провожу аналогию с российским «Сапсаном» и нахожу десятки различий, несмотря на то, что вагоны выпускаются одним производителем. Как то раз довелось воспользоваться его услугами по маршруту Москва-Санкт-Петербург-Москва, что оставило в памяти неизгладимый след. С нечастыми остановками мы пересекаем немецко-французскую границу. Дама-полицеский вежливо проверила паспорта пассажиров. Привычная музыка-сигнал остановки встречает на первой французской остановке – городке Forbach. Тридцатиминутную паузу заполнил посещением кофейни, в которой кроме кофе и разливного пива больше ничего не было, хотя заведение насчитывало не менее двух десятков столов. Приветливая пожилая семейная пара руководило этим процессом. Никакого пафоса и апломба. Взбодрившись, отправился в путь на местной электричке. Хотя убранство салона практически не отличалось от немецкого аналога, а в чем-то даже опережало. Через 40 минут оказался в Метце. Здесь опять пересадка. Что выбрать? Дорогой поезд или дешёвый железнодорожный автобус? Решил сэкономить 50% и выбрал автобус. Напрасно. Поезд 30 км преодолевал за 15 минут, автобус кружил по окрестностям полтора часа. Его водитель не знал английского языка. Но по его мимике я понял, что мне лучше воспользоваться поездом. Его слова подтвердил чернокожий пассажир на добротном английском. Но на отправляющийся поезд меня не пустила мадам-контроллер. Так как поезда подразумевала регистрацию. Я поехал на следующем. На вокзале заметил спортивного вида пару: высокого мужчину лет 55-ти и чернокожую даму лет 45-ти, одетых в спортивные костюмы Asics с надписью на спине Great Britain. Мужчина, по-видимому, нервничал, так как уже в зале ожидания выполнял разминочные упражнения на растягивание. Как и предполагал, они ехали в Тионвиль. Сойдя из поезда, пристроился к ним, так как имел лишь опосредованное представление о месте регистрации. Но дойдя до центральной площади, мои спутники стали обниматься со своими соплеменниками, которые обедали за столиками открытого ресторана. Я же познакомился с новым спутником – ходоком из команды Франции, с которым мы дошли до спортивной гимназии, где и был штаб C.I.T. Здесь уже были участники сегодняшних стартов.
Тионвиль-Йутц.
- Ты только сегодня приехал? – спросила у меня Наталья, выступающая в ходьбе в группе F-50. Это были первые слова на русском языке за прошедшие сутки. От неожиданности даже вздрогнул.
- Да. Летел до Франкфурта, оттуда почти 5 часов на поездах.
- Вот девушки за стойкой, они – русские. Покажи свой паспорт, они тебе пакет с номером и атрибутикой выдадут.
Получив пакет и инструктаж о том, как надевать номер (на переднем номере был вживлен электронный чип), ознакомился с расписанием стартов и награждением. Времени до старта четыре часа. В 17-ти километрах в городке Амневиль находится отель, в котором я забронировал две ночи. Изучив расписание движения автобусов, выяснил, что прямых рейсов нет. На вокзале мне также предложили ехать с двумя пересадками. Тоже не успеваю. Поэтому решил время провести в прогулках по городу. Обошел четыре банка, чтобы отправить перевод. Выяснил, что это невозможно, не являясь клиентом банка. Пообедал на центральной площади. Купил продукты в супермаркете на полдник и ужин. Цены – среднеевропейские. Побродил по магазинчикам. В турист информатион обжился картой (на всякий случай). Подышал воздухом. Прогулялся пешком до Йутца, по пути встретил множество велосипедистов. Даже сотрудники полиции в шортах, футболках, касках, дубинках и с пистолетами в кобурах, тройками рассекают местные велодорожки на казённых двухколесных маунтинбайках.
Вот и Йутц. Вчерашняя деревенька. А сегодня город, в котором проходит первый этап Чемпионата Европы. Центральная улица – бульвар Националь («Нациён» с ударением на последнем слоге - промолвила пожилая француженка, поправив моё произношение) является местом для сражения. 20 минут назад, согласно расписания, стартовали женщины, и наблюдаю лидирующую группу на повороте. Вот и наши две женщины в первой двадцатке, но в своих группах в числе призёров. Зрителей собралось немало. Почти весь двухкилометровый круг заполнен ими. Местные жители, спортсмены мужчины, организаторы, и конечно же, судьи. Последних немало. Некоторые даже на инвалидных колясках. Каждые 200 метров сопровождают они своими зоркими глазами ноги идущих. Фаза полёта – состояние, когда две ноги находятся в воздухе и согнутое колено, наказываются предупреждением. Информация оперативно с помощью велосипедистов стекается в центр управления соревнованиями, где на огромных таблицах из ватмана рукописно фиксируются все «замечания». Тут же электронное табло прошедшего времени и табло оставшихся каждому ходоку кругов. Всё доверено автоматике! Замечаю три пункта освежения, что в такую жару является хорошим подспорьем.
На центральной площади расставлены шатры, в которых можно переодеться, оставить вещи, сделать массаж, подкрепиться фруктами, изюмом, коржиками и водой после финиша. Также небольшая ярмарка местных продуктов, открытые кафе и здесь же проходят соревнования среди детей в прыжках и беге.
За час двадцать до старта ухожу на разминку. Солнце нещадно припекает, на небе ни облачка. Тем временем начинают финишировать первые женщины. Но меня это уже не должно интересовать – всё внимание на свой старт. Голова после дефицита сна и длительной прогулки на солнцепёке чугунная, мышцы вялые. Хотя двухдневный отдых пошёл на пользу.
На соседних улочках замечаю множество ходоков. Почти все они одеты в костюмы сборников своих стран. Некоторые достаточно техничны. Зная, что самые сильные считаются испанцы, приглядываюсь к ним. Техника, как мне кажется практически идеальная. Мандраж потихоньку накатывает. На матах, разбросанных по центральной площади, спортсмены делают упражнения на растягивание. Удивляюсь гибкости рядом находящегося шведа. Тем временем на этой же площади началось награждение женщин. Знакомая по предыдущим стартам, москвичка Наталья заняла вторую ступеньку на пьедестале почёта. Прислушиваюсь к аккордам гимнов, но российского (советского) так и не услышал.
За семь минут заполняю стартовый коридор. Почти две сотни ходоков собралось на этом небольшом бульваре. Не хочется уходить назад. Жмусь ближе к бровке и к старту. Всё равно меня теснят, и я оказываюсь в четвёртой шеренге. Что-то объясняет судья, но из-за шума, крика, музыки и языкового барьера я ничего не понимаю. За две минуты организаторы включили «мелодию боевых рыцарей» и стало несколько спокойнее. Пальцы наготове на кнопках «старт» ручных секундомеров. Кто-то крестится, кто целует нательное распятие. Вот колоритный немец (волосы ёжиком, восточная бородка, не по-легкоатлетически широкоплечий, как выяснилось позже, с украинской фамилией Борщ) молится на коленях. В 17:30 с выстрелом стартового пистолета караван устремляется в путь. Главное – выйти из толчеи невредимым. От адреналина зашкаливает сердце. Ноги куда-то несут, как будто за мной гонится свора собак. Через двести метров занимаю четвёртую позицию, через триста впереди меня только маячит майка испанца. За спиной слышится дыхание немца (Борща) и француза. Они являются мои косвенными конкурентами, так как выступают в младшей группе М-35. Вот и первый километр позади. 4.23! Ох, уж это эмоции. Порой, они затуманивают разум, что приводит к тактическим ошибкам. Я уже представлял, как я буду мучиться на второй половине дистанции, но отступать не хотелось. Вот и первый круг позади. На секундомере 8.56. Темп падает, но не по моему усмотрению. В конце второго круга дал обойти себя немцу, французу из группы М-35. Немного подержался за ними, но упираться не стал. Они явно сильнее. На втором круге меня обошел итальянец из группы М-45. Сразу на обходе судья показал ему (или мне?) предупреждение с красной волной. Его это не остудило, а меня заставило задуматься. Но, проходя мимо табло-регистратора с указанием предупреждений, в моей клетке ничего не обнаружил. Может, велосипедист ещё не подвёз? Кто знает. Тем временем на отметке 5 километров секундомер предательски высветил 23.15. Всё бы хорошо, но тем падает. Жара нарастает. Выручают три пункта освежения. Вода, поролоновые губки. С усталостью начинает хромать техника. На одном из виражей случайно оступился. Думал, что не заметят. Увы, вот и моё первое предупреждение, о чём красноречиво сказал судья, хотя он и стоял метров за 100: «Вячеслав, у вас замечание!» и показал мне красную галочку. «Извините!» - промолвил ему и снизил темп. Или он сам снизился от усталости? Тут сложно сказать. Главное дойти! Обидно, если снимут. Тем временем меня нагнала шведская пара из группы М-40 и М-35. Одного из них я видел на растягивании перед стартом. Крепкие ребята. Но техника хромает – подбегают оба. Попробовал продержаться за ними с километр, но техника опять предательски выдавала меня совершаемыми ошибками. После каждой из них, я молился про себя, чтобы не заметили. Вот и судья наклонился и показывает карточку-предупреждение. Слава богу, не мне, а сзади идущему. Уже со второго круга стал обгонять на круг соперников и теперь всё перемешалось. Лишь электроника сигнализирует оставшиеся километры. Последний круг. Главное – продержаться. Впереди маячит желто-голубая шведская майка. Расстояние сокращается. Увы, этот парень из группы М-35. Он беспрепятственно даёт себя обойти. Следующий мой соперник - швед в тридцати-сорока секундах. Последняя прямая – 600 метров. Сзади слышится чьё-то дыхание. Сколько их, не знаю. Обернуться, - значит сознаться в собственной слабости. Внезапная боль пронзает заднюю поверхность бедра. Как сноп её ощущения влетают в мозг. Не сейчас! Потом, до финиша 200 метров. Главное не поддаться этой слабости! И вот уже виден финишный створ. Кричат зрители, комментируют происходящее судьи. Вдруг кто-то выбегает мне навстречу с табличкой, на которой красуется красный значок, что-то кричит, я не разбираю. Мне или не мне? От неожиданности опешил. Интуитивно понимаю, что надо сбавить или снимут. Пропускаю на корпус преследователя. Замечаю, что он из группы М-45. Вот и финишный створ! На секундомере 47.57. Радости почему то нет. Во-первых, не понятно: сняли или не сняли? Спросить не у кого. Во-вторых: неграмотная тактика. И в-третьих: серебро не золото. Пожимаем друг другу руки, благодарим за соперничество. Фотографируюсь со шведами. Компенсирую водный и углеводно-солевой баланс на питательном пункте. Ухожу принимать душ и переодеваться. Но она постепенно появляется, так как замечаю свою фамилию в финишном протоколе. Да и намеченную программу практически выполнил (по времени). Третий (немец) был почти в двух минутах за мной.
Ещё не все финишировали, а награждение уже началось. Оперативно, практически по заявленному накануне расписанию. Мне вспомнилось участие в подмосковном пробеге памяти Гагарина, когда награждения я ожидал четыре часа.
Красивая медаль, врученная дамой – представителем города администрации, что сопровождалось…двумя поцелуями. Непривычно, но хорошо, что не мужчина. Тот награждал женщин. Гимн Швеции, ещё фото на память. И на вокзал.
За двенадцать минут добрался до городка Хагонданж, где у меня пересадка до Амневиля. Девушка из кассы по продаже билетов сказала, что следующий поезд в интересующем меня направлении будет через три часа. Но обнадёжила, что до города недалеко…километров пять. Хороший повод, чтобы замяться. Периодически спрашивая у местных жителей дорогу, изучая показатели навигатора, я зигзагами шёл к своей следующей цели. На четвёртом встречном я понял, что путь неблизкий. Молодой человек поинтересовался, имею ли я машину. Хочу ли выбрать автобус? Я ему показал, что собираюсь идти пешком. Его рассказ иллюстрировал повороты, клумбы, мосты, так что я даже растерялся. Он, видимо это заметил и предложил меня подвезти. Немного потеснив его друзей на заднем сидении, мы за 10 минут доехали до городка Амневиль Терме и моего отеля Рояль Солеи.
- Сколько с меня?
- Да, вы что…мы рады были вам помочь!
Отель был классическим добротным представителем двухзвёздочной категории. Портье попросила оплату вперёд, выдала чек, электронный ключ, рассказала времени завтрака. Тихо, спокойно, свежо, поют птицы за окном. Есть бесплатный wi fi для связи с родными.
Люксембург.
Этот субботний день – день восстановления я решил посвятить поездке в этот город. Два года назад мы бывали здесь, участвуя в пробеге Дорогою вина, и он оставил о себе неизгладимые впечатления. Мало мигрантов, немного туристов, добротно, красивые жители. Но первое впечатление бывает обманчивым.
За 40 минут, фотографируя ухоженные виллы, цветущие розы, плавающих в пруду лебедей я неспешно дошёл до станции. Есть автобус, но он ходит раз в час. За сорок минут добрался до Люксембурга. На вокзале в турист информатион разжился картой города и брошюрами с рекламой происходящих мероприятий. Как следовало из них: фестиваль музыки, соревнования рыболовов, беговые старты от 400 метров до 10 километров. Соблазн велик, но надо думать о завтрашнем дне.
Несмотря на плотный завтрак в отеле, я уже проголодался. Посетил супермаркет Мах. Цены среднеевропейские. Затем зашёл в приглянувшийся магазин сувениров. Он вдалеке от туристических трасс, поэтому цены удивляли демократичностью. Продавец поинтересовалась, покупаю ли я для себя или на подарок. Следующий наводящий вопрос: для одного человека или нескольких. Когда я выбрал несколько безделушек и посмотрел за действиями по их упаковки, я почувствовал некое умиление. Это было искусство! И стоимость здесь не играла никакой роли. В конце концов, упаковка выглядела красивее содержимого. А мягкую игрушку для Таисии – спящего медведя, она с грустью в глазах поцеловала, сказав на прощание: «Аревуа, Мишель!» перекусив на детской площадке, безуспешно пытался подключиться к общественной точке доступа к беспроводному интернету. Точнее подключиться можно, но за 2 евро в час или 7 в сутки. Времени терять не хотелось, и я продолжил путь по набережной реки Петрусса мимо старинных особняков. В планах было прогуляться по центру, зайти в футуристический квартал Кирберх, символизирующий собой новую Европу, провести шопинг, так как завтра не будет ни времени, ни возможности (в воскресенье все магазины закрыты). Люксембург – небольшой городок. На ознакомление с ним достаточно одного-двух дней. Он больше приспособлен для прогулок по его зеленым склонам. В его окрестностях множество трасс для терренкура, велодорожек, которые начинаются на склонах вдоль реки.
На центральной площади расположился блошиный рынок. Велик соблазн купить что-нибудь из фарфора Villeroy&Boch, но впереди ещё будет их магазинчик. Кофейная (чайная) чашка от этого производителя за 6-10 евро, которой ещё никто не пользовался. Поэтому просто любуюсь выставленными здесь экспонатами. Ощущение, что этими вещами можно было украсить какой-нибудь музей, не покидает меня. Бюсты ушедших вождей, грампластинки, патефон, медали и монеты, множество фарфора и фаянса. Продавцы предлагают скидки.
Навстречу попалась кондитерская 1865 года. Пирожные и торты, выставленные в витрине – произведение кондитерского искусства! Цены демократичные. Ароматы сладостей вперемешку с кофе витают вдоль улицы. Не удержался. Это второе удивление за сегодняшний день. Сервис, качество, забота персонала. Я написал Нади в СМС: «гощу в Люксембурге, у старых друзей», на что получил поправку: «приятелей, так как друзьями так быстро не становятся…».
Незаметно прошёл старый город, посетив по пути ещё с парочку магазинчиков. Вот и показались две башни – нёбоскрёбы, символизирующие собой ворота Новой Европы. Пустынно, как-то здесь. Народ, видимо предпочитает автопередвижение. И возле филармонии, дворца спорта, белоснежной экологической ТЭЦ, супермаркете моды тоже никого нет. Даже на десятиполосном шоссе много свободного места для автотранспорта. Лишь автобусы беспрерывно рассекают по выделенным линиям. Газоны напоминают собой срезы с полей и лугов. Цветущие маки и разнокалиберная трава придают некоторое своеобразие городскому ландшафту. За прошедшие два года добавилось несколько зданий. Задаю себе вопрос: работают ли в них люди или это выгодное вложение капитала и инвестиций?
Вот показался торговый центр с надписью Auchan. В прошлый раз мы галопом заскочили в него, так как времени было ограничено. Но ушли довольные покупками столового набора и фарфоровых чашек. Сегодня мои поиски этого магазина оказались безуспешными. Его место занимает американский яблочный бренд. Да, сегодня ipod с iphon теснят фарфор и посуду. Прогулка по двухэтажному супермаркету напоминала мне собой, как будто я заехал на выходные в Лефортовский торговый центр «Город». За исключением того, что всё это надо будет везти через несколько границ и несколько тысяч километров. Поэтому выбиралось всё тщательно и взвешенно. Нет толчеи. Даже в твоё личное пространство никто не заходит. А если это и случается, то звучат многоязычные извинения. Люксембуржцы, наверное, самая полиглотная нация в мире. Они свободно разговаривают между собой на нескольких языках (четыре государственных… вспомнились прения на Украине по поводу русского). Поэтому на мой английский не всегда реагируют тем же. Понаблюдав за виртуозной работой продавцов и пекарей в зале, через три с половиной часа я покинул двери этого торгового центра. Рюкзак напоминал о себе тянущими лямками, поэтому выбрал городской автобус, чтобы добраться до вокзала.
На вокзале достаточно оживлённо. На табло отправления перечисляются европейские столицы. Париж, Брюссель, Берлин, Амстердам. Раскрашенные разнокалиберные поезда стоят в ожидании своих пассажиров. Нет бродяг и попрошаек. К вечеру оказываюсь у себя в номере. Ужин с пикантным сыром и копчёной колбасой, маленькой бутылочкой французского вина, клубникой со сметаной оставил приятные впечатления.
Тионвиль.
Сегодня третий день стартов. Вчера спортсмены соревновались в кроссе-эстафете. В программе дня полумарафон у бегунов и заходы у ходоков на 20 км женщины и 30 км мужчины. Старт в 14:30, поэтому есть возможность плотно позавтракать. Вспоминаю наставления Георгия, который советовал не пренебрегать углеводами перед такой дистанцией.
До вокзала решил немного сэкономить, проехав часть пути на автобусе. Увидел уходящий в сторону Тионвиля поезд. Следующий через 30 минут. Кассы ещё не работают (двенадцать дня). Мелочи в карманах нет. Пытаюсь разобраться с автоматами по продаже билетов, но, увы. Наши банковские карточки (мастеркард) они не принимают, также как и бумажные банкноты. Завидев привокзальное кафе, отправляясь туда. Пахнет сдобой и кофе, что стимулирует аппетит. Но на сдачу мелочи опять не хватает. Решил купить билет со скидкой. Может, выручит моя карточка-аккредитация, которую выдали организаторы. Она давала право на бесплатный проезд в общественном городском транспорте. Не знаю, понял ли меня контроллёр, но он, прокомпостировал мой билет со словами «бон вояж!»
Воскресный Тионвиль разительно отличался от пятничного. Местных жителей не видать. Возможно, периодические ливни внесли свои коррективы. Возможно то обстоятельство, что практически все заведения сегодня закрыты. Возле спортивной гимназии народ бурлит. Здесь сквозь надувные ворота финишируют последние участники полумарафона. Тут же на импровизированной трибуне установлен пьедестал и проходит церемония награждения бегунов. Услышал сначала российский, а потом украинский гимн. Но времени мало. Поиск палатки для хранения багажа не увенчался успехом. Дама из числа организаторов посоветовала оставить их на лавочке в спортзале. Замечаю, что для участников установлены компьютеры, подключенные к интернету. Толчеи нет. Есть свободные места. Заполнив бланк, получил распечатку своего диплома за 10 км. Для призёров бесплатно, для всех остальных эта услуга стоит 2 евро. Также заметил объявление на русском языке, что для участников соревнований все три дня предлагалось «восстановление» в виде бесплатных завтраков и обедов. На выходе из спортзала встретил украинскую команду.
- Ты, за какую страну выступаешь, Слава? – спросила меня Галина – представитель команды Украины. В школьные годы я бегал за КЛБ «Эллада», который она возглавляла.
- За Россию, конечно!
- Молодец, мы будем за тебя болеть! Кто бы знал, что встретимся в таком месте. Уже больше десяти лет не виделись.
Она стала рассказывать своим соседкам про то, как помнит меня ещё маленького, а я ушёл на разминку. Тем временем налетел ливень, который обдал меня, как из ведра. Но за ним выглянуло солнце и к концу разминки всё просохло. Соперники и новые знакомые приветствуют меня навстречу. Прислушиваюсь к организму. Пока ничего подозрительного: мышечных болей нет, суставных тоже. Только усталость и крепатура в мышцах.
- Ты за сборную Россию выступаешь…в командном зачёте…смотри, не подведи! Вас трое в команде! – напутствовала меня Алла – представитель нашей сборной.
- Буду стараться!
Это, конечно, приятная новость. Немного позавидовал европейским командам, которые выглядели подобно слаженному оркестру, где каждый играет свои ноты. Я уже не говорю по материальную часть.
Для себя выработал план – идти на 2:40. Этот результат соответствует времени показанному накануне на десятке. Не высовываться вперёд. Только свой темп, не смотря ни на что. Т.е. каждый километр со скоростью 5 мин.20 сек.
Старт общий – для мужчин и женщин. Двухкилометровый круг напоминает гигантскую букву «Т», на которой соответственно три разворота на 360° и два разворота на 90°, что сильно будет отражаться на скорости. За пять минут занимаю стартовую позицию. Замечаю новых соперников из своей группы. Достаточно уверенный француз выдаёт в себе профессионала. Также практически все лидеры на 10 км среди мужчин в группе М-35. Судья просит освободить первые ряды для более скоростных ходоков, но его просьбы оказываются без внимания. С двухминутной задержкой мы трогаемся в нелёгкий путь. Француз с первых шагов занимает лидирующую позицию, за ним лидер десятки. Я с трудом пробираюсь через ряды и теряю секунды. Но на отметке километр секундомер выдаёт 5.05. Опять повторение? Но идётся хорошо. Пропускаю шведскую парочку, ещё двух 35-ти летних. Иду третьим. Два «новичка» - испанец и француз, мои одногруппники пытаются обойти меня. Упускать или не упускать? Нет, надо терпеть. Судя по их дыханию, оно более тяжёлое чем у меня. К нам ещё пристраивается немец и швейцарец. Так поочерёдно лидируя, мы катим свои километры. Темп не падает, но и не возрастает. О технике я сегодня не беспокоюсь. Скорость не та, да идётся как-то расслаблено. В душе какая-то эйфория. Хочется улыбаться многочисленным фотографам и подбадривающим меня болельщикам.
Чем же заняться на дистанции и как оторваться от соперников? Это вопрос у меня возник, когда я идти в такой плотной группе стало дискомфортно. Я решил подбадривать навстречу идущих своих соотечественников (двоих мужчин и троих женщин), а также колоритную украинку из группы F-65 по имени Антонина (на каждом номере отпечатаны фамилия, имя, возрастная группа, флаг страны).
- Давай, Антонина, за Украину!
- Спасибо вам, молодой человек, - слышу вдогонку.
- Хай живэ вильна Украина!
- Господь з нэю!
Вскоре стал обгонять спортсменов, отставших от меня, на круг. Мне стало легче, соперникам, думаю, что не очень. Почти все они стали угасать, и их дыхание перестало ощущаться за спиной. Видимо мой задор оказал на них депрессирующее воздействие. Лишь немец, судя по обращаемой к нему речи от тренера на километровой отметке, продолжал сидеть за моей спиной. Обернуться, посмотреть его возрастную группу? На виражах он не хочет брать лидерство на себя. Ладно, отпадёт сам собой.
Дистанцию разбил на привычные для марафона пятёрки. Первая позади. На часах 25.38. Вторая на две секунды медленнее. Про себя подумал, что после десятки буду ставить свои личные рекорды (раннее больше 10 км не ходил).
- Тебе воду, колу, облепиховый напиток нужен? – спросила Алла возле питательного пункта.
- Спасибо, пока нет.
На дистанции установлено два общественных питательных пункта, которые соседствовали со столами, где группы поддержки разложили свои припасы. Таблички, флажки, указатели возвышались над всевозможными напитками и энергетическими батончиками. Я не предусмотрел этого. Хотя думаю, что пара-тройка бутылочек изотоника не помешали бы. Со стороны организаторов спортсменам предлагались вода, фрукты (апельсины, бананы, яблоки), изюм, курага, кексы. Лишь после десятки стал восполнять потери жидкости. Вспоминались наставления Георгия по поводу питания на трассе, но мне пока не хотелось. Испанец из моей группы стал отставать, а вот француз держится в 100 метрах. Третья пятёрка за 25.53. Пятнадцать километров 1:17.12. Иду по 5.10, что опять же выше графика. Немец держится, не сдаётся. Наблюдаю за своими движениями в солнечной тени на асфальте, вроде бы всё правильно. Даже руки расслаблены. Четвёртая пятерка 26.27. Двадцать километров вышли за 1:43.39. Усталость даёт о себе знать. Голова болтается то на левое плечо, то на правое. Внимание суживается. Ловлю себя на мысли, что пришла гипогликемия. Даю указание Алле, что готов воспользоваться её предложением по питью. И действительно облепиховый напиток вкупе с апельсинами придают силы. После двадцатки обхожу наших девушек: «Молодцы девчата! Так держать!» Обгоняю более скоростного (был вторым на десятке), но поникшего испанца из группы М-35. Замечаю, что сошёл немецкий атлет Борщ. Из тех, кто стартовал на десятке, впереди меня лишь два человека.
Вскоре и немец отклеился. Встречно наблюдаю его номер. Он из группы М-45. Спасибо ему за поддержку! Внезапно замечаю одногруппника шведа, шедшего, как мне представлялось, на второй позиции. Почему-то он оказался за моей спиной. Где он сделал остановку, когда я его обошёл? Всё же он неумолимо приближается ко мне. Я пытаюсь зацепиться, но тщетно. Его прыжковую технику не пересилить. Главное – удержаться на третьей позиции. Приятные слова болельщиков вдоль трассы прибавляют силы и уверенности. «Голову держи прямо, Слава, а то снимут!» - советует Алла. Про себя думаю: «Спасибо! За голову не снимают!» Кто-то и раньше мне советовал её держать прямо, аргументируя возможными судорогами. Но для меня это было слишком тяжело. Пятая пятёрка 27.58. Да уж! Что делать? Надо есть и надо терпеть. Колени на поворотах, как разболтанные шарниры. Кожа стёрлась от периодического налетающего дождя и пота. Но это все мелочи. Главное – терпеть. На секундомер страшно смотреть. Пусть лучше в неведении. И так иду на пределе. Меня на круг обошёл лидер француз. Кажется, что только у него есть ещё силы, чтобы ускоряться. Все остальные, как в замедленном кино. Каждый на своей позиции и никто не прибавляет. Съев апельсин, запил его колой и облепихой. Вроде бы помогает. И хоть она (облепиха) сладкая и на ходу выливается на майку, но, наверное, придаёт силы.
Темп падает, но всё же, сокращается разрыв со шведом и увеличивается отрыв от француза, который напоминает о себе на встречных участках. Лишь за семьсот метров до финиша у меня появилась уверенность в сегодняшней бронзе. Последняя прямая, на которой слышу добрые слова болельщиков, аплодисменты, голос диктора, и вот он долгожданный финишный створ. Стоп секундомеру. На часах 2:41.23. Радость и слёзы переполняют эмоции. Я сделал это! Шагнул в неизвестную для себя стихию!
Приняв душ в гимназии, переодевшись и отправив сообщения на электронную почту, в аккурат успел на награждение. Тут уже собрались шведы и лидер сегодняшнего захода француз. Поболтали о стартах. Они удивились, когда узнали, что это мой дебют и позади только три месяца тренировок в ходьбе. «А как технику ставил?» - не унимал своё любопытство светловолосый веснушчатый скандинав. «Да никак…сама появилась…немного друзья подсказали».
- А где костюм сборника России? – спросила у меня Наталья, когда я поднялся на ступеньку пьедестала.
- Дома забыл! – соврал я. Никогда не думал, что добьюсь таких успехов, что буду защищать свою страну и завоёвывать медали. А форма – это вторично. Главное – самосознание. Да и покупать форму сборной, как мне кажется, слишком претенциозно.
Ознакомился с протоколами. От второго отстал на 17 секунд. Отрыв от четвёртого составил почти полторы минуты. Организаторы оперативно распечатали мой диплом. Получил приглашение на концерт и фуршет по случаю завершения соревнований. Пить вино и закусывать разнообразными канапе не хотелось. Да и времени в обрез. Надо успеть до полуночи в Кёльн. Завтра утром самолёт. Мой поезд уже ушёл. Следующий будет через 30 минут. С пересадками в Люксембурге, Трире, Кобленце к часу ночи я добрался к конечному на сегодня пункту назначения.
Как следовало из распечатки маршрута до отеля 2,5 километра. Предполагая, что метро (U-bahn) закрыто, решил прогуляться по знакомому Кёльну. Улицы практически пустынны. Угрюмым острогом возвышается громадина собора Дом. Вот и домик 1417, являющийся вторым после Дома городским символом. Центр города похож на декорации к старой доброй сказке Г.Х. Андерсена. Такими игрушечными кажутся его дома и украшения. Не спеша барражируют таксисты на мерседесах цвета шампанского. Никакой навязчивости! Так сверяясь с картой, периодически заходя не туда, куда следует, наблюдая сквозь розовый свет, исходящий из окон за клубной городской жизнью за час я добрался до своего отеля А&О. Скромная, можно сказать аскетичная обстановка, которая скорее напоминает собой хостел. На сон осталось три часа. Этот отель побил рекорд в минимальном времени пребывания. Но лучше комфортно поспать, чем сидеть в вокзальном кресле.
В 5.20 подъём. На улице светает. Отказавшись от кофе и завтрака, выдвинулся на вокзал. Решил сэкономить время и воспользоваться подземкой. Из расписания узнал, что поезда ходят круглосуточно. До вокзала от станции Нюмаркта две остановки. На s-bahn за 15 минут доехал до аэропорта. Везде указатели. Нахожу терминал В, из которого у меня вылёт в Гамбург. Удивляюсь круглосуточному супермаркету Rewe с демократичными ценами, расположенному прямо в здании аэропорта.